Инфляционное таргетирование или обыкновенное убийство экономики. О чем не пишут наши экономисты. А также история об одном математике, зарабатывающем на кризисе.

Алексей Кущ
Алексей Кущ

В 2020-м году Украина попала в смертоносную для экономики инфляционную вилку. С одной стороны, вроде бы низкая потребительская инфляция на уровне 3%. А с другой - галопирующая промышленная инфляция (индекс цен производителей промышленной продукции) на уровне 14,5%. Разрыв в 11,5%. Или более чем в четыре раза.

При чем, в пределах Украины промцены выросли на 9,6%, а за ее пределами - на 36,1% (для наших производителей). Последний показатель очень хорошо демонстрирует рост рентабельности сырьевого экспорта и объясняет относительно небольшой показатель падения отечественного ВВП.

А теперь об одном математике.

Популярні статті зараз

Криптобіржа WhiteBIT: як адепт "російського світу" Шенцев та його друг Володимир Носов відмивають криваві гроші та кидають українців

Компанія ексдепутата Броварської міськради Шапрана «ALUMETA Group» планує придбати проросійський «Юнігран»

Володимир Манукян: як кримінальний авторитет часів Януковича побудував бізнес на спекуляції та вимаганні

"Почему не голая?": Анну Тринчер в латексе упрекнули в неуместном наряде на глазах у Павла Зиброва

Все новости

Один мой знакомый создал математическую модель, которая прогнозировала периоды спада на мировых рынках. Он ее продавал (точнее результаты прогнозов) любителям биржевой игры. Принцип модели, вкратце, был таков: если промышленные цены растут быстрее потребительских - жди кризис, если наоборот - играй на повышение.

Экономическая логика здесь достаточно проста: промышленные цены - это стоимость факторов производства. Их рост компенсируется сбытовыми ценами, то есть потребительской инфляцией.

Если мои комплектующие подорожали на 5%, а цена реализации готовой продукции выросла на 7% - я получаю стимул для развития, если наоборот - я сворачиваю производство или останавливаю его.

В Украине цена факторов производства в 2020-м году выросла в среднем на 14,5%, а потребительские цены - на 3%. Кроме экспорта сырья в этой модели ничего не работает.

Ты можешь только экспортировать руду и зерно, так как цены на этот товар растут на мировых рынках и НБУ ничего не может с этим сделать. Зато НБУ может зажать в железных тисках внутренний платежеспособный спрос (совместно с правительством), когда любая переработка становится априори не выгодной.

И это уже не кризис, а диагноз системной деградации и критического снижения сложности украинской экономики. При чем, процесс абсолютно рукотворный.

Об этом у нас не напишут. Я исправил этот недостаток....